Искусство почтовой открытки (собственно
mail-art)
. Где-то в 50-60-х годах Рей Джонсон основал
"Нью-йоркскую
школу переписки". И это стало cчитаться началом Мэйл-Арта.
Естественно и до этого многие художники посылали друг-другу самодельные
открытки и расписаныые письма. Но до Рея Джонсона никому не приходило
в голову придавать подобной переписке статус художественного движения.
Что же такое Мэйл-Арт?
А просто напросто ты посылаешь кому-нибудь
разрисованную открытку, или любой плоский предмет (ресторанную салфетку,
подставку под пиво, склеенные обрывки газет, картонки от различных
упаковок, стихи написанные на осенних листьях). Можно посылать и
объёмные вещи, но при этом необходимо соблюдать почтовые правила
и иногда подолгу убеждать работников почты в необходимости именно
такой упаковки.
(Так, однажды, я посылал деревянный футляр от книги «Окно на Север».
Добрая приёмщица настаивала, на том, что эту хрупкую вещь нужно
завернуть в бумагу и отправить бандреролью. Я же витийствовал о
произведениях искусства, о необходимости штемплёчков и сургучных
печатей, как атрибутов оного, и убеждал добрую женщину, что мой
футляр должно принять в качестве посылочного ящика. «Но у Вас же
оттуда всё вывалится», - беспокоилась она. (окно было как ему и
положено с рамой, но правда без стёкол). «Да там и нет ничего! –
говорил я, - это просто вата, чтобы рамка не сломалась.» Дело дошло
до почтмейстера. Вердикт старого почтового волка устроил всех. «Отправляйте
как тару!» – быстро решил он. И вот моё окно «тара для мейл сора, принесённого
ветром» отправилось в почтовые странствия.)
В Мэйл-Арте можно выделить несколько классических правил:
а) послание должно обязательно пройти почту, свидетельством чего
является почтовый штемпель; (впрочем, существовало и альтернативное
движение, любые способы доставки, кроме почтовых, но на мой взгляд
тут теряется самая сущность мэйл-арта)
б) Не существует отбора участников;
в) Работы не возвращаются.
г) каждая работа посвящена конкретному адресату, но в тоже время
открыта для всеобщего обозрения.
Пожалуй сущность мэйла-арта очень хорошо передана Андреем Суздалевым
в предисловии к каталогу нашей выставки «Открытое письмо»:
«Как
никакой другой жанр, мэйл-арт настаивает на том, что искусство -
частное дело. (Соблазн, знакомый сегодня многим, получившим свободный
доступ к факсу, модему, мобильной связи и т.п. Но только традиционная
почта возвращает нас к понятию вещи, объекта).
Здесь, кстати, весьма свободно разрешается сама оппозиция частного
и общественного, художника и официоза. Почтовым ведомствам поневоле
приходится включаться в игру, участвовать в создании артефактов,
украшая их всевозможными штемпелями, наклейками и пометками. Более
того, за символическую плату (равную цене почтовых сборов), как
бы наделять «легитимностью» любые креативные жесты гражданина –
поздравительную открытку, любовную переписку, художественный мейл нифест,
концептуальный объект…
Вообще, почтовые сообщения дают неисчерпаемую почву для размышлений.
Например, то же открытое письмо, открытка: пресловутая privacy,
проходящая через многие руки, как бы изначально предназначенная
для разглядывания другими – этакая двуличность. (И действительно
открытка имеет две стороны, но иногда так сложно бывает понять где
у неё лицо, а где оборот.)
В.Курицы как-то назвал это самым правильным «искусством наших дней»
- посылать друг другу всяческую неожиданную и необязательную визуальность.
Необязательную в том смысле, что ни к чему не обязывает. Получи
и порадуйся вместе с нами. Не хочешь – можешь не отвечать. Можешь
даже отправить в корзину если не любо. Искусство неважностей, из
которых в конечном итоге и складывается образ времени. После письма,
после коммуникации, после «постмодернизма»… Короче – post-post-post.»
|